Отправная точка в науку

12:48 27 апреля
232
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Мы живем в динамично развивающемся мире, уже и не замечая вокруг себя сложных технологических процессов, огромного количества новых медицинских технологий или научных открытий, улучшающих уровень жизни. За всем этим скрывается многолетний труд исследователя, посвятившего свою жизнь науке. Но учеными не рождаются, ими становятся, имея определенные мотивирующие факторы. Великий мыслитель и ученый Аристотель родился в семье придворного врача, много времени проводил в окружении ученых, впитывая их знания и развивая идеи. Галилео Галилей своим образованием обязан отцу, который очень хотел видеть в мальчике врача, поэтому и посвящал много времени его обучению, а физику и астрономию ученый выбрал для себя приоритетным направлением только спустя много лет и достиг в этой сфере невообразимых результатов. Исаака Ньютона мир мог бы и вовсе не знать, если бы не старания его школьных учителей, которые разглядели в мальчике огромный потенциал. Родители Марии Кюри были учителями и прекрасно знали цену образованию, огромный интерес к естественным наукам стал решающим, и миру открылся великий физик-химик. Дмитрий Менделеев родился в семье директора Тобольской гимназии и, будучи семнадцатым ребенком в семье, мог и не увлечься наукой, но мама Дмитрия Ивановича приложила огромные усилия, чтобы дать сыну достойное образование, и это оказалось не напрасным. Я хочу этим сказать, что за судьбами великих ученых всегда стояли люди, которые смогли открыть и развить талант юных первооткрывателей, и чаще всего это были педагоги, которые увлекали и заинтересовывали детей. А доступно ли это для сельских ребят из обычных семей, родители которых имеют простые рабочие профессии? Безусловно, ведь с каждым годом образование становится доступнее: открываются новые площадки и направления, делающие акцент именно на дополнительное образование в поисках одаренных и талантливых детей. Одним из масштабных проектов, охвативших сельские территории, является открытие центров «Точка роста», в рамках реализации федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование». В Самойловском районе такие центры открыты на базе четырех сельских школ. В 2022 году запланирована реализация проекта для Каменской средней школы. Первыми оснащенность современных классов центров «Точка роста» смогли оценить учащиеся Святославской школы. В распоряжение педагогов и учеников поступило оборудование для работы кружков технической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной и художественной направленностей. Лариса Владимировна Захарова, директор школы, рассказала об основных направлениях сложившейся работы. Из беседы с ней ясно, что работа педагогов полностью отлажена, цели и задачи, поставленные перед ними, достигаются в полной мере. В настоящее время педагоги школы реализуют работу десяти кружков для учеников различной возрастной категории. Наибольшую активность проявляют учащиеся начальной школы, с огромным интересом занимающиеся конструированием в кружке «Лего – конструирование» под руководством Анны Владимировны Сергадеевой. Наборы-конструкторы, предоставленные в рамках программы, позволяют не просто собирать механические модели по заранее подготовленным схемам, но и проявлять фантазию. Для тех ребят, которые больше интересуется компьютерами, проводятся кружки «Графический дизайнер» и «Компьютерная графика» под руководством Анны Владимировны Сергадеевой и Алексея Владимировича Сергадеева. Они помогают школьникам разобраться в тонкостях компьютерной графики, изучить специализированные программы. Участие в конкурсах по графическому дизайну приносит первые плоды. Так, в одном из Всероссийских конкурсов дипломом третьей степени награждена Виктория Марчинская за создание новогодней открытки. Школьники, любящие творить эксклюзивные вещи, создавать шедевры прикладного искусства, сразу нашли себя на кружках «Творческая мастерская» (для учащихся 2-11 классов) и «Умелые руки» (для 5-11 классов). Педагоги «Точки роста» стараются, чтобы для сельских ребят абсолютно все направления работы центра оказались увлекательными и интересными. Под руководством Михаила Николаевича Мезина функционируют кружки «Королевство шахмат» для учащихся начальной школы и «Мир шахмат» для учеников 5-9 классов. Занятия проводятся и в Краснознаменской школе: педагог по шахматам проводит выездные занятия. Этот вид спорта привлек немало талантливых ребят, которые нашли для себя много интересного и полезного в занятиях шахматами. Интеллектуальная игра служит отличным инструментом для расширения кругозора и развития логического мышления. В школе состоялся турнир «Белая ладья». Соревнования велись в четырех возрастных категориях, в которых победителями стали Богдан Архипов, Олег Леконцев, Михаил Шевченко, Даниил Козимиров, учащиеся Святославской школы, Мария Ланкина, ученица Краснознаменской школы. Занятия по «3D-моделированию» (ведет Наталья Ивановна Алексеева) для 9-11 классов и «Медиатворчество: объектив» (ведет Ирина Викторовна Викина) для 8-9 классов также требуют применения компьютерных технологий. Если в первом случае ребята знакомятся с принципом работы принтера трехмерной печати, то во втором - учатся работать с видео- и фотоматериалами. Готовые видеоматериалы принимают участие в конкурсах, их также выкладывают в сети Интернет. Воспитать смелых и патриотичных школьников, которые всегда смогут оказать первую помощь или достойно выйдут из сложной ситуации, помогает кружок «Юный друг полиции» под руководством Фёдора Александровича Кононенко. Рассказать друзьям о безопасном поведении на дорогах, показать, как спасти человека, зарядить патриотической песней ребята из кружка могут легко. На межрегиональном фестивале-конкурсе патриотической песни «Мы славой предков гордимся!» отряд «Юный друг полиции» стал лауреатом второй степени. *** Педагоги Самойловской школы имени Героя Советского Союза Д.В. Ревякина с огромной радостью приняли новость о том, что и на базе их школы будет работать «Точка роста». На сегодняшний день работают 8 кружков различной направленности, педагоги постоянно повышают квалификацию, что позволяет более эффективно использовать имеющееся оборудование, проводить максимально интересные занятия и быть в курсе проводимых фестивалей и конкурсов. Педагог-организатор центра Людмила Николаевна Сологубова в нашей беседе отметила высокую активность педагогов и то, с каким желанием они повышают квалификацию, ведь возросшая заинтересованность детей стимулирует к созданию все более увлекательных программ. Ольга Алексеевна Анохина ведет кружки «Юный шахматист» для начальных классов и «Мир шахмат» для старшеклассников. Она утверждает, что ребята посещают занятия не просто с огромным желанием - число участников все время увеличивается. Постоянно занимаются около сорока ребят, увлеченных шахматами. Для соблюдения определенных санитарных требований школьников приходится делить на небольшие группы, но накал шахматных страстей не утихает даже на малочисленных занятиях. Ребята не только осваивают данный вид спорта, но и соревнуются в полученных знаниях и стратегиях. Был проведен общешкольный шахматный турнир, в котором победителем стал Александр Фирсунин, участник кружка «Мир шахмат». Призовые места занимают юные шахматисты во Всероссийских шахматных онлайн-викторинах. На уроках ОБЖ (учитель Ирина Алексеевна Каратышова), используя демонстрационное методическое пособие, в котором сымитированы разные по виду повреждения и травмы, ребята осваивают приемы и методы оказания первой медицинской помощи. Современные манекены и тренажеры позволяют реализовать практические занятия. Ребята изучают методы оказания первой медицинской помощи в различных экстренных ситуациях, тем самым получая большой багаж знаний и умений по основам медицины. На новый уровень вышли и уроки технологии, где ребята осваивают работу с электронным штангенциркулем, выжигателем, электролобзиком и шуруповертом, конечно, с соблюдением всех требований техники безопасности. Для желающих проявить себя в творчестве, И.А. Каратышова ведет кружки «Рукоделие и компьютерный дизайн» и «Ремесло и компьютерный дизайн». На занятиях есть и традиционные способы творчества, такие как шитье, выжигание по дереву, столярные работы и более современные способы выражения творческих мыслей – компьютерный дизайн. В кружке «Юный исследователь» под руководством Л.Н. Сологубовой, ребята учатся проектной и исследовательской деятельности, что позволяет успешно участвовать во всевозможных конкурсах. В сентябре 2021 года Спартак Авгитов и Тимофей Спиваков приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады по школьному краеведению, которую проводит Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. Спартак Авгитов стал победителем регионального этапа, получил диплом I степени и в финале стал дипломантом Всероссийской олимпиады по школьному краеведению. Участники кружка заняли I место в муниципальном конкурсе проектов «Азбука родного края». Большой интерес вызывает у ребят и занятия по профориентации в кружке «В мире профессий» (руководитель Л.Н. Сологубова). Занятия помогают учащимся осознать необходимость личностной профессиональной направленности, узнать больше о выбранной сфере деятельности, знакомят с различными профессиями. В текущем учебном году открылся кружок «Цифровое творчество» для учащихся в возрасте 12-15 лет. Под руководством Ирины Евгеньевны Дудниковой ребята изучают принципы компьютерных программ, работу с серверами, знакомятся с языком программирования. Процесс обучения вызывает живой интерес, особенно, когда заметны первые результаты. Обучающиеся уже смогли проявить себя во Всероссийской образовательной акции по информационным технологиям IT-диктант. Дипломом III степени отмечен Спартак Авгитов за участие в конкурсе «Информатика в цифрах». Кружок «Лего-конструирования» собирает пытливые умы, что любят создавать сложные механические конструкции из простых деталей. Совместно с руководителем кружка Людмилой Николаевной Володченко ребята собрали уже множество механизмов из возможных схем. В рамках работы кружка ребята знакомятся с квадрокоптерами, с работой 3D-принтера. На занятиях по 3D-моделированию ребята сами находят подходящие 3D-модели в Интернете и распечатывают на принтере. Технические возможности практически не ограничены. При помощи 3D-печати создаются не только эстетически интересные вещи, но и технически необходимые детали для медицинского оборудования, сложных инженерных конструкций и даже различные имплантаты для человека. Начиная разбираться в тонкостях работы такого сложного оборудования, ребята имеют возможность прикоснуться к безграничному миру научных открытий через современные технологи. Безусловно, современные компьютерные технологии, робототехника, 3D-моделирование – это очень увлекательные и новые направления. Но без естественных наук и углубленного их изучения вряд ли можно познать основы мироздания. Для сельских ребят не менее важно, изучая химию, биологию или физику, иметь возможность самостоятельно проводить опыты, исследовать строение клеток или заметить принцип того или иного закона физики. *** В сентябре 2021 года на базе Садовой школы тоже начал функционировать Центр естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» для практической отработки учебного материала по предметам «Физика», «Химия», «Биология». Об основных достижениях в работе центра удалось поговорить с директором школы Светланой Владимировной Козловой. Она рассказала, что с 28 сентября по 29 октября 2021 года в онлайн-формате Образовательный центр «Сириус» проводил школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике, биологии, химии, астрономии, математике и информатике для школьников 4-11 классов. Обучающиеся приняли активное участие в олимпиаде, и многие ребята показали хорошие результаты по химии и биологии. В сентябре-октябре 2021 года обучающиеся и педагоги центра «Точка роста» принимали активное участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, химии, физике. Призером муниципального этапа олимпиады по биологии стала девятиклассница Яна Козлова, по химии – восьмиклассник Алексей Гарин. В честь 310-летия со дня рождения великого ученого М.В. Ломоносова в школе прошли Всероссийские лабораторные работы по биологии, химии, физике и русскому языку «Универсалиум» под руководством учителя химии и биологии Елены Юрьевны Афанасьевой, учителя физики Анны Юрьевны Косьяненко и учителя русского языка Ольги Ивановны Галдиной. Ребята познакомились с научным наследием М.В. Ломоносова, провели анализ текстов ученого и опытным путем проверили его научные утверждения. В ходе лабораторной работы по биологии учащиеся построили график зависимости температуры кожных покровов от продолжительности наложения перетяжки, а также с помощью фонендоскопа и тонометра определили артериальное давление крови, а с помощью секундомера – пульс каждого участника. В ходе работы по химии ребята, следуя пути Ломоносова, исследовали тепловой эффект химической реакции, которая идет с выделением тепла, реакции между соляной кислотой и щелочью гидроксидом натрия. Провели экспериментальную работу по физике, которая подтвердила высказывание о том, что внутренняя энергия изменяется при совершении работы, а тела получают теплоту за счет погружения в другие более нагретые жидкости. Ведь для проведения работ у ребят было все необходимое. Укомплектованность лабораторий - превосходная. *** Центр «Точка роста» открылся и в Красавской школе. Учитель биологии и химии Елена Викторовна Поддубная и учитель физики Татьяна Николаевна Кузнецова отмечают огромный интерес детей к углубленному изучению дисциплин. Техническое оснащение лабораторий позволяет работать не только в рамках учебной программы вышеуказанных предметов, но и заниматься со школьниками на дополнительных занятиях и кружках. Работа секции не останавливалась даже в период каникул. Интерес к дисциплинам повышается еще и за счет того, что ребята делают все своими руками. Пользуясь подробными инструкциями, школьники изготавливают микропрепараты, выращивают дрожжи и плесень, затем исследуют материал при помощи новых высокоточных микроскопов. Благодаря имеющемуся оборудованию очень подробно изучают лекарственные растения, растения из Красной книги Саратовской области. В помощь учителю – большая коллекция растений, собранная как гербарий и предоставленная в рамках укомплектования лабораторий. Для ребят из выпускных классов на дополнительных занятиях по химии появилась возможность проводить опыты огромным количеством реактивов, расширяя свои знания в области практической химии. Благодаря коллекции демонстративного материала ребята могут не просто увидеть, но и прикоснуться к различным образцам – волокнам, металлам и другому. Работа уже отлажена, и школьники, узнавая возможности Центра, приступают к подготовкам проектных работ. Каждый ребенок от природы талантлив, и главная задача педагогов - развить этот талант, не дать погаснуть огню интереса, любознательности, который пылает в душах ребят. Главное – чтобы дети развивались. Этого требует жизнь, с ее интенсивно развивающимися технологиями, и необходимо всегда идти в ногу со временем, не отставая ни на шаг. Для сельских ребят центры «Точка роста» – это отправной пункт в науку. И, может у нас появятся свои Менделеев или Ломоносов. Л. Постарнакова