Сорок лет - в строительстве
8:19
26 декабря
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Родиться в первый день года – 1 января – как это: радостно или не очень? Анатолий Павлович Грицынин, житель Самойловки, смог ответить на этот вопрос только в зрелом возрасте. Ведь в детстве, которое пришлось на годы Великой Отечественной войны, праздников и подарков не было. Зато лишений, бед, голода и холода было предостаточно.
Родился в 1936 году. Семья Грицыниных до коллективизации была достаточно зажиточной – несколько братьев вели большое крепкое хозяйство. Сеяли, пахали, живность держали. Часть улицы (сейчас это ул. 30 лет Победы) именовалась не иначе как «Грицыновка», потому как из десятка домов восемь принадлежали Грицыниным.
После раскулачивания в некоторых домах появились новые хозяева, а прежние стали жить либо в более бедных избах, либо бежали подальше от родных мест. Несколько братьев Грицыниных уехали в г. Баку. Отца Анатолия Павловича от лихой доли кулака спасло то, что в 1928-1930 годах он служил в армии.
В 1936 году, когда родился Анатолий Павлович, уже все имущество, которое ранее было чьей-то собственностью, стало общим, колхозным. Грицынины жили бедно, впрочем, как и многие самойловцы. Еще труднее стало, когда началась война и главу семьи почти сразу же призвали на фронт. Четверо детей, повзрослевшие не по годам, выживали как могли. Как и другие дети войны, бегали босыми, ели траву, работали наравне со взрослыми, а порой и вместо них. В школу, вспоминает Анатолий Павлович, ходили в начале осени и теплой весной, когда можно было бежать за знаниями без обуви. В семье Грицыниных на четверых детей была одна пара сапог, да и те худые, не говоря о том, что по размеру они не всем подходили. Но и эту обувь делили между собой – другой не было, о другой никто и не мечтал.
Тяжело было во время войны. Но и после Победы жизнь не сразу наладилась. Анатолий Павлович помнит голодный 1947 год. Массовый голод в 1946-1947 гг. был пострашнее военного. Сегодня пишут о том, что в то время от голодной смерти умерли до 1,5 млн человек, в том числе много детей. Самойловская ребятня от голода в лесу спасалась. Не только за хворостом ходили тайком ночью, но и собирали где ягоды, где грибы. Тем жили и выжили.
В 1944 году Грицынины переехали жить на ул. Лебедевку, где сейчас и живет пенсионер. Этот переезд спас несколько жизней. Грицынины обменяли свой маленький дом на более просторный с доплатой – отдали телку и овцу. Ведь в войну корова считалась единственной кормилицей на селе. И счастливы были те, кто имел живность на подворье. Спасла корова и детей Грицыниных, все выжили, выросли. Дождались с фронта отца.
После окончания семилетки Анатолий Павлович пробовал поработать в колхозе, но оплата в виде трудодней тяготила парня, и он поступил в ремесленное училище. Потом учиться передумал и отправился на Урал, где старший брат работал на буровых установках. Полтора года пробыл там, а затем решил переехать поближе к дому и устроился на энгельсский мясокомбинат. Недолго был городским жителем – забрали в армию, четыре года Анатолий Павлович прослужил в г. Самаре. В 1958 году вернулся в родную Самойловку, где была организована межколхозная строительная организация, куда и пошел работать. Строительной организации отдано сорок лет жизни, здесь прошел путь от разнорабочего до старшего прораба.
С юмором вспоминает ветеран, что первое время на работу ходил со своей лопатой – инструментов не было. Но время шло, организация крепла, массово велось строительство. Анатолий Павлович получил образование без отрыва от производства. Но знания – хорошо, а опыт – вещь незаменимая, тем более в таком деле, как строительство.
Первый объект, который сдавал прораб Грицынин, – деревянная школа в с. Криуше. Последний – перед самым уходом на пенсию – двухэтажное здание школы №2 в р.п. Самойловке. А сколько всего объектов было построено за четыре десятилетия работы, пенсионер и не припомнит, их не счесть: руководил стройкой чуть ли не в каждом селе, начиная от производственных баз – ферм, токов, складов, контор, школ, Домов культуры, магазинов, заканчивая домами – жильем для сельчан.
Анатолий Павлович с легкой грустью вспоминает работу в строительной организации как самые активные годы своей жизни. Хотя и сегодня пенсионер продолжает строить, ведь не может он без этого! Решил недавно заняться разведением кроликов, нужны клетки для животных. И построил. Сам, без чьей-либо помощи! А ведь ему на днях 85 лет исполнится. Позавидовать можно такой активности.
Удивительна и память у Анатолия Павловича: собеседником он оказался интересным, столько эпизодов из своей жизни рассказал! А сколько имён и фамилий прозвучало за время беседы! Многих он знал, многие его знают, ведь по натуре ветеран – человек общительный. Три года назад овдовел. Горе сильно подкосило, потерял интерес к жизни, болеть начал. Внимание близких или, быть может, сильный характер помогли пережить утрату.
Сегодня его жизнь – это трое детей, пятеро внуков и трое правнуков. И в этом – высший смысл. Заботу отца, дедушки и прадедушки чувствуют все без исключения, даже дочь и внуки, которые живут далеко, в Санкт-Петербурге. Благо, что сегодня связь с родными легко поддерживать – мобильный телефон и Интернет. Словом, расстояние – не преграда для внимания и общения.
А общение для Анатолия Павловича сегодня – как глоток воздуха, и его пенсионер ежедневно получает: по соседству живут сын и дочь, они опекают отца и заботятся о нем. Рад пенсионер и всем гостям – бывшим коллегам по работе, соседям. Кстати, сосед Сергей Александрович Воронин и обратился в редакцию с просьбой написать заметку о замечательном человеке, юбилей которого будут отмечать родные и близкие в новогодние праздники, желая ему здоровья и долголетия.