Растяжка

Советник - не вместо, а вместе!

8:00 5 февраля
1256
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
С сентября 2022 года в 45 регионах России введена должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а с 2023 – 2024 учебного года такие специалисты появятся в школах, техникумах и колледжах по всей стране. Соответствующее поручение подписал Президент России Владимир Владимирович Путин. Должность советника директора появилась в школах по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в десяти пилотных регионах. Педагоги – победители конкурса «Навигаторы детства» прошли обучение в Международном детском центре «Артек» и приступили к работе. Ольга Анатольевна Фомина, ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор советников директора по воспитанию Самойловского и Лысогорского районов, рассказала о нововведениях, появившихся в образовательных организациях Самойловского района с начала текущего учебного года. – Ольга Анатольевна, расскажите, пожалуйста, кто такие советники директора по воспитанию и с чего все начиналось? – Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее, становясь проводниками, помогающими детям развивать социальные инициативы. Иными словами, советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в общественные инициативы. Такие специалисты входят практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию социальной активности обучающихся. Советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы. Вспомним, что с1991-1992 годов закончилась идеология Советского Союза с пионерией, комсомолом. Долгое время взамен не приходило ничего нового. В 2015 году было создано Российское движение школьников, которое не в полной мере охватило максимальное количество детей и молодежи своими идеями. Базой развития новой системы воспитания в образовательных организациях является создание Российского движения детей и молодежи, которое придет на смену Российскому движению школьников. У государства должен быть один верный путь – это воспитание личности, патриота своей страны. Такая идея и была заложена в федеральный проект «Навигаторы детства», в который вошли десять школ Самойловского района. Летом педагоги участвовали в конкурсе, размещали презентации работы с детьми, подтверждая профессиональные навыки, организаторские способности, творческие таланты, тем самым доказывая, что они могут сплотить детей и повести за собой. Я была экспертом конкурса, оценивала педагогов не только нашего района, но и всей области. После оценки конкурсных работ были определены победители, достойные занять должности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Это был первый шаг. В образовательных учреждениях Самойловского района работают 11 советников. Их отличает белая рубашка, желтый галстук и бейджик с желтым самолетиком, являющийся тем самым навигатором. С советниками проводятся совещания и мероприятия. Мы ежедневно находимся на связи. Войти в новый цикл работы помогают разработанные на федеральном уровне нормативные и инструктивно-методические материалы. Есть мнение, что советник – это вожатый. Это не так. Потому что и полномочий у советника больше, и обязанностей. Уникальность и сильная сторона его в том, что, являясь параллельно сотрудником образовательной организации и Российского детско-юношеского центра, он совмещает два подхода. Как педагог школы, имея классическое образование, опирается на стабильный базовый, традиционный подход. А как сотрудник РДЦ – обладает компетенциями специалиста по работе с молодежью: ориентируется в трендах, находится «на одной волне» с молодежью. К тому же советник – прямой импульс от государственной политики до реального практического сектора и лицо школы в проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ». Его успехи – успехи школы, его провалы – провалы школы. Воспитательная работа – это исключительно командная история. И смысл этого проекта – создание целостной воспитательной среды, в которой полноценно и разносторонне развиваются наши дети. Именно ребенок – тот, вокруг кого вся эта трансформация системы задумана, разработана и сейчас воплощается. – Что нового появилось в образовательном процессе с введением единой воспитательной системы? – Во-первых, каждая новая неделя начинается с церемонии поднятия флага РФ и исполнения государственного гимна. Разработан стандарт церемонии, которым руководствуются школы. До начала уроков проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном». Для их проведения педагоги используют разработанные федерацией методические материалы, которые включают в себя сценарии, презентации, видеоролики, раздаточный материал. Наши школьники, как и школьники всей страны, по понедельникам погружаются в одну тему - любовь к Родине. Помимо «Разговоров о важном», в школах появились Дни единых действий. Это акции в рамках памятных дней и календарных событий. Для работы советник получает концепцию Дня единых действий с готовыми механизмами участия. Например, в школах проводился День учителя. По концепции дети должны были узнать у учителя его мечту. Затем голосованием ученики выбирают, чью мечту исполнить. Или к 210-летию со дня Бородинского сражения прошла акция «Читаем вместе Бородино». Суть идеи в том, что надо было записать видеоролики, как дети с родителями или учителями читают произведение. Видеоролики монтировались в единый фильм, посвященный событиям. Получая концепцию, советник вместе с педагогами и ребятами выбирает для себя наиболее приемлемый или близкий по духу вариант. – И всё-таки, зачем советник пришел в школу? – Чтобы всё и всех объединить. Чтобы взять всех за руки и замкнуть круг, являясь тем недостающим звеном, которого постоянно не хватало в комплексном воспитательном процессе. С появлением советников в школах созданы штабы по воспитательной работе, в которые входят директор, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, советник, члены ученического самоуправления, родители. В штаб могут входить спонсоры, а также выпускники. На заседаниях штаба происходит понимание того, чем должна заниматься школа в рамках воспитания детей и как это сделать эффективно. Задача советника – задействовать всех представителей школьного общества. Есть дети, которые не участвуют ни в каких мероприятиях в силу разных причин: стесняются, не дотягивают в знаниях и умениях, не хотят, в конце концов. Задача советника - бережно включить каждого ребенка в тот или иной внеурочный процесс. Ведь советник – это в первую очередь друг. А для ученика понятие дружбы очень важно. Личностному росту детей способствуют торжественные линейки, где озвучиваются успехи ребят, которым доверили внести флаг Российской Федерации и поднять его. Каждый ученик должен понять, что это честь для него, чтобы было желание принять участие в церемонии поднятия флага, стать лучше, показать высокие результаты в созидательной деятельности. Честь, достоинство, совесть – мы когда-то растеряли понятия этих слов, сегодня их надо реанимировать. И это задача советника. Пусть она сложная, но в перспективе мы добьемся этого. Опять же, ни одно школьное мероприятие не обходится без участия родителей. Советник призван вовлечь в процесс воспитания родителей как активных участников. Также задача советника - организовать послеурочное время с детьми. Сюда относятся посещение культурных мероприятий, кружковая работа, конкурсы и т. д. Вся эта кропотливая работа должна привести к успеху ученика. А успех у каждого свой. Это не значит, что надо выйти из школы отличником, а вот выйти человеком и остаться им – это наверняка успех. В этом и измеряется эффективность работы советника. – Сегодня много говорят о комнате детских инициатив в образовательных организациях. Что это? – Изначальная идея комнаты детских инициатив возникла в рамках федерального проекта. Это такое место, пространство, в котором учащимся будет комфортно и удобно, где будут зарождаться детские инициативы, проходить интересные беседы, задумываться идеи творческих проектов. Комната детских инициатив одной школы должна отличаться от комнаты детских инициатив другой школы. Для оснащения такого уголка мы не можем позволить себе приобрести модные круглые столы, кресла, баннеры, но мы можем пойти другим путем. Полет фантазии и творчества поможет детям организовать свое пространство так, чтобы им было хорошо и удобно. Это могут быть белые стены с развешанными конвертами, в которые будут помещаться записки с проблемами и комплиментами, а, может быть, с идеями. Это могут быть картонные коробки, выставленные друг на друга, с каждой стороны которых будет располагаться тематическая информация: расписание, фотографии, памятки и т.д. Это могут быть бумажные желтые самолетики, спускающиеся с потолка на нитях, на крыльях которых будут написаны самые разные пожелания. Даже старые стулья можно выкрасить в новые яркие цвета и преобразить так, что они будут создавать уют. Комната детских инициатив должна быть живым пространством, чтобы ребенок чувствовал себя там комфортно и понимал, что он не один, его идеи будут поддержаны. – Ольга Анатольевна, сегодня учеников младших классов приглашают принимать участие в программе «Орлята России». Что это за программа и какова ее цель? – «Орлята России» – это программа социальной активности обучающихся начальных классов, разработанная в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Её цель – направить ребенка на начальном этапе обучения на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, сформировать у него социально значимые качества и ценности, чтобы он понимал значение слов «Родина», «команда», «семья», «здоровье», «природа», «познание». Уникальность этой программы в том, что в ней ребенок участвует в команде с педагогом, старшеклассником-наставником и родителями. В программе разработан комплекс мероприятий, состоящий из семи треков с разработанными занятиями: «Орленок – Лидер», «Орленок – Эрудит», «Орленок – Доброволец», «Орленок – Мастер», «Орленок – Спортсмен», «Орленок – Хранитель исторической памяти» и «Орленок – Эколог». Ребенок в ходе прохождения всех занятий программы должен научиться лидерским качествам. Проводятся не только информативные занятия, но и акции, мероприятия, направленные на формирование и выработку навыков. Такие занятия должны подтверждаться видеозаписями и фотографиями в Личном кабинете педагога, участвующего в проекте. Наградой победителям станет путевка в ВДЦ «Орленок», что станет своего рода мотивацией к достижению успеха. Главная задача советника в том, чтобы ученик хотел стать членом российского движения детей и молодежи, как раньше мы хотели быть октябрятами и пионерами. Советник должен мотивировать детей стать участниками движения. А мотивировать советников – задача муниципального координатора. Советник не вместо, а вместе! Вместе с администрацией, с педагогами, с детьми и родителями способен реализовать новую философию воспитания. Поэтому считаю, что федеральный проект «Навигаторы детства» объединит новой философией воспитания все российские школы. И наш самолет не должен сбиться с пути! На первом съезде, проходившем в Москве в конце декабря 2022 г., Российское движение детей и молодежи обрело название: РДДМ «Движение первых», а также ценности, миссию и направления деятельности. Съезд объединил 1393 делегата из всех субъектов Российской Федерации. В ходе пленарного заседания они большинством голосов одобрили 12 основных направлений деятельности движения. В число направлений вошли: образование и знания, культура и искусство, волонтерство и добровольчество, патриотизм и историческая память, спорт и здоровый образ жизни, медиа и коммуникация, труд, профессия и свое дело, экология и охрана природы, туризм и путешествия. Президент страны В.В. Путин, обращаясь к участникам I съезда, выразил уверенность, что все перемены, которые сейчас происходят в России, в мире, ведут к лучшему, а своими поступками РФ сможет сделать мир более справедливым. Беседовала Т. Олейникова