Уполномоченный по правам человека в Саратовской области разъясняет
11:28
28 июня
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Уполномоченный по правам человека в Саратовской области разъясняет
О назначении компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан.
Ко мне обратился гр. Ш., который воспитывает ребенка-инвалида, с жалобой на решение органа социальной защиты населения города Саратова об отказе в предоставлении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт. Основанием отказа явилось отсутствие у Ш. – заявителя на компенсацию – регистрации по месту фактического проживания с ребенком. Однако Ш. является собственником жилого помещения и проживает с ребенком-инвалидом одной семьей.
Насколько правомерен отказ в предоставлении указанной компенсации на упомянутом основании? Как защитить свое право? Разберемся в сложившейся ситуации!
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса.
Положениями ст.ст. 4, 5 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 № 108-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по оплате жилого помещения в Саратовской области» установлено, что выплата компенсации гражданам производится учреждением социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору граждан) на основании документов, подтверждающих право на получение компенсации. Для назначения компенсации необходимы заявление-обязательство и документы и (или) сведения в перечень которых, в том числе входит документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и лиц, проживающих совместно с ним в жилом помещении (при наличии у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания), или сведения о регистрации по месту жительства (пребывания); документ или сведения, подтверждающие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором проживает гражданин, претендующий на получение компенсации (для граждан, выплачивающих ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно статье 3 Федерального Закона от 25 июня1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, а является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации.
Из анализа федеральных, региональных правовых норм и судебной практики следует, что для назначения ежемесячной компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, родитель и ребенок-инвалид не должны иметь регистрацию по одном у месту жительства или пребывания, а отсутствие таковой не может быть основанием для отказа в назначении выплаты.
Гражданам, претендующим на получение компенсации, не имеющим регистрации по месту совместного жительства с ребенком-инвалидом, но являющимися собственниками данных жилых помещений, для получения субсидии необходимо подтвердить факт проживания одной семьей с ребенком-инвалидом, например справкой с места жительства о составе семьи.
Усмотрев нарушение прав гр. Ш., я обратилась к министерству труда и социальной защиты населения области с рекомендациями о пересмотре правоприменительной практики назначения таких компенсаций и восстановлении прав гр. Ш. путем назначения ему положенной компенсации. Рекомендации министерством не были исполнены, поэтому заявителю разъяснено право на защиту в судебном порядке. При этом подготовленные рекомендации были использованы гр. Ш. в качестве обоснования своей правовой позиции.
Итогом стало принятия судом решения об удовлетворении требований гр. Ш. Компенсация семье назначена. Права восстановлены.