В саратовских школах в новом учебном году начнут возрождать уроки труда

8:17 23 августа
247
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Идея возрождения уроков труда в современных школах, обучающих элементарным полезным навыкам и начальным основам профессиональной деятельности, принадлежит врио губернатора Саратовской области Роману Бусаргину. Обсуждение этого вопроса нашло широкий отклик у жителей. Мы тоже решили побеседовать об этом с нашими земляками. Татьяна Владимировна Ефименко, методист отдела образования администрации района: - К сожалению, в последние годы во многих школах трудовое обучение сошло на нет. Уроки труда в 90-е заменили технологией, и акцент стали делать на развитие компьютерных знаний. Реализация регионального проекта «Трудовое воспитание. Навыки для жизни» потребует создания материальной базы, новых педагогов. Министерство образования области запланировало с сентября этого года начать работу за счет интеграции учреждений общего образования с учреждениями среднего профессионального образования, которое в последнее время значительно укрепило свою производственную базу. Поэтому в тех населенных пунктах, где есть школы и учреждения среднего профессионального образования, это будет первый этап его реализации. Параллельно прорабатывается вопрос укрепления материально-технической базы и создания мастерских, где юноша сможет научиться работать молотком, рубанком, а девушка обретет навыки ведения домашнего хозяйства. В вопросах обучения труду главным является воспитательный процесс. Мы не должны заставлять, принуждать детей. Наша задача – вернуть уважение подрастающего поколения к трудовой деятельности, научить элементарным навыкам ручного труда и тем самым помочь им войти в самостоятельную взрослую жизнь. На сегодняшний день в школах Самойловского района два часа в неделю отведено предмету «Технология» в 1-4 классах, в 5 - 8 классах, в некоторых школах и в 9 классах. В сельских школах имеются пришкольные участки, на которых выращивают овощи для школьных столовых, ухаживают за цветами. Первую и четвертую четверть учебного года обучающиеся занимаются на этих участках. Что касается учебных кабинетов, то кабинет для швейного дела и мастерская имеются в СОШ №1 р.п. Самойловки, в СОШ с. Каменки – универсальная мастерская. В других общеобразовательных школах имеются комбинированные кабинеты. Ольга Викторовна Боброва, учитель Самойловской средней школы №1: - На мой взгляд, инициатива возрождения уроков труда позволит поднять трудовое воспитание школьников на новый уровень. Вспомните, что дети делали на обычных уроках труда в средней школе? Мальчики занимались в школьных мастерских, ремонтировали школьную мебель, работали на станках. А девочки – шили, готовили. После уроков школьников привлекали к общественно полезному труду – к работе на пришкольных участках, к уборке помещений, расчистке снега, прополке грядок, мытью полов в классах, коридорах… А сейчас, чтобы привлечь ребенка к уборке класса, учителя должны получить письменное согласие на привлечение детского труда в школе. И кого в итоге мы растим? Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». А в последнее время мы наблюдаем такую картину в школе: ученики не уважают труд технических работников, например, могут намусорить, набросать фантики от конфет. Надо возвращать в школу обычные уроки именно труда. Опять же возвращаясь к А.С. Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Виктор Иванович Колотовкин, пенсионер: - Я учился в школе в то время, когда общественно-полезный труд – уборка классов, дежурство в столовой, работа на приусадебном участке – был нормой. Причем, выполняли мы эти обязанности с энтузиазмом. Ты сегодня дежурный по классу – значит, ты сегодня хозяин в классе. Помню еще один вариант общественно-полезного труда – поездки в поле на уборку свеклы: одевали перчатки и бодро очищали свеклу от комочков грязи. Весело работали, с огоньком. С чувством гордости парни шли работать штурвальными на комбайны, познавая нелегкий, но почетный труд хлебороба. А о какой профориентации можно говорить сейчас, когда подростки видят комбайн иногда только на картинке, а в лучшем случае - на машинно-тракторном дворе. Я абсолютно согласен с тем, что любовь к труду нужно прививать с детства. И не только дома, приучая держать мальчика молоток, а девочку варить суп. В школе, в мастерских или кабинетах домоводства есть возможность приучать ребенка к труду коллективному, когда есть возможность помочь товарищу, проявить заинтересованность в хорошем результате общего дела либо посоревноваться с соперником. В любом случае, ребята должны проявить и смекалку, и старание, и дисциплину, и чувство товарищества. Это важно для формирования личности подростка.  Татьяна Александровна Голубчикова, заведующая детским садом «Золотой ключик»: - Возвращение в школы классических уроков труда, на мой взгляд, - инициатива важная и нужная. Дети должны уметь что-то делать своими руками – готовить обеды, шить фартуки, мастерить из дерева. Все эти навыки, безусловно, пригодятся в жизни каждому человеку. Уроки труда дети всегда любили и с удовольствием на них занимались. А если в какой-то школе получится внедрить не только столярные мастерские и домоводство, но и токарное дело, то это послужит профориентации школьников и дальнейшему получению профессионального образования. В нашем детском саду «Золотой ключик» мы обязательно прививаем детям с ранних лет уважение к труду, давая как индивидуальные, так и коллективные поручения с учетом возраста детей. Малыши учатся накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за комнатными растениями и т.д. Мы объясняем ребятам, как важно и нужно выполнять те или иные поручения, и дети охотно занимаются приемлемой трудовой деятельностью. Идея возрождения трудового обучения в нашей области нашла широкий отклик и поддержку населения, так как главная цель этой инициативы – вернуть уважение подрастающего поколения к трудовой деятельности, научить элементарным навыкам ручного труда и тем самым помочь им войти в самостоятельную взрослую жизнь. На мой взгляд, образовательные учреждения должны растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к труду, именно ручному. Поэтому, считаю, пришла пора возвращать в школы швейные машинки, плиты, молотки и рубанки, чтобы потом, когда дети вырастут, они могли сами научить уже своих детей пришить пуговицы, отремонтировать стульчик, приготовить, наконец, яичницу. В мои школьные годы трудовые навыки нам прививали и в школе, и дома. И это было правильным. Александр Петрович Бугров, учитель Залесянской школы: - Мой трудовой стаж – 50 лет, из них 39 лет я проработал в Залесянской школе учителем технологии, или, как раньше именовали, учителем труда. Несмотря на перемены в программе обучения, в школьной мастерской, куда я когда-то пришел работать, ничего не изменилось за годы. И сейчас, когда я решил прекратить свою трудовую деятельность по возрасту, школьная мастерская стоит, как говорится, в полной боевой готовности: от молотка до станка - все на месте. В нашей мастерской много станков: токарный по дереву, токарный по металлу, фрезерный, сверлильный, строгальный, заточный, есть все рубанки, ножовки, выжигатели, молотки… Все это копилось годами. В соответствии с программой сельской школы в первой и последней четвертях уроки труда проходили на территории приусадебного участка, а вторая и третья учебные четверти – это занятия в мастерской по дереву и слесарные работы. Уроки труда – это, на мой взгляд, главный элемент трудового воспитания подростков, чем, считаю, школа должна заниматься. На уроках труда мы не только осваиваем с детьми элементарные навыки работы на станках, владения молотком, лопатой и даже веником. Мы еще воспитываем внимательность, дисциплинированность, точность. А главное – уважение к труду. Как учитель я стремился пропагандировать различные рабочие специальности, что, кстати, некоторым ученикам моим пригодилось в выборе профессии. Нет, я не стремился сделать из школьника профессионала, ведь у каждого свое предназначение и у каждого свое стремление. Но мужчина должен уметь работать и сверлом, и рубанком, и молотком. Нередко и девочки с удовольствием осваивали работу на том или ином станке. Иногда ребята не умеют копать, бороновать, деревья сажать. А ведь все эти навыки в жизни необходимы, и не только для сельских жителей. Словом, идея возрождения уроков труда очень своевременна. Правда, не во всех школах, как в нашей, сохранились мастерские, поэтому потребуется время и средства на их оборудование. Но, если за решение этого вопроса взялись такие ответственные люди как депутаты и губернаторы, наверняка вопрос этот будет решен. И престиж трудового обучения, получения рабочих профессий возрастет в разы. P.S. Роль трудового обучения подрастающего поколения переоценить трудно, ведь именно труд создал самого человека. А школьные годы – это период колоссального развития личности, умений и навыков человека, которые он в дальнейшем применяет и корректирует. Поэтому вопросы трудовой подготовки в школе в современном мире не теряют своей актуальности. Беседовала Л. Бессонова