Воспитание молодежи – национальный приоритет

8:00 5 ноября
Современная школа
218
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Какие бы сложные, противоречивые процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – одна из самых важных тем, которая сегодня вышла на первый план на государственном уровне. Это стратегический национальный приоритет, требующий скоординированной работы всех институтов воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также образовательных организаций, общественных объединений и родителей. Одно из перспективных направлений деятельности этого направления – создание в общеобразовательных организациях инфраструктуры для развития творческих способностей детей, в том числе в рамках дополнительного образования школьников, вовлечение их в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, эффективные практики сетевого взаимодействия образовательных организаций с детскими и молодёжными общественными объединениями, введение ставок советников директора по воспитанию и работе с детскими объединениями в Саратовской области, обеспечение повышения компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и образования несовершеннолетних обучающихся посредством различных форм просвещения и консультирования семьи. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, общей целью воспитания учащихся Святославской школы является формирование у них гражданско-патриотических, духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Реализация цели осуществляется по модулям рабочей программы воспитания и выполнению календарного плана воспитательной работы. Педагоги нашей школы уделяют большое внимание созданию положительного психологического климата в классах. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создают условия для развития гражданственности, творческой индивидуальности. Преподаватели способствуют включению учащихся в систему внеклассной работы по предметам, проводят внеклассные мероприятия. Для реализации задачи по развитию творческих и познавательных способностей детей педагоги нашей школы проделали большую работу. Самым ценным является стремление вовлечь всех детей в полезную деятельность. Все обучающиеся школы заняты кружковой деятельностью в школе и социуме. В прошедшем учебном году на базе школы функционировал 21 кружок внеурочной деятельности (охват 100%), 12 кружков дополнительного образования в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (охват 85% обучающихся). Широко используется инфраструктура Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и в урочное, и во внеурочное время. У ребят есть возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах и соревнованиях. В кабинетах Центра школьники работают с ноутбуками, фотоаппаратом и другими ресурсами, которые служат повышению качества и доступности образования. Но самое главное, в Центре дети учатся общаться, работать в группах, совершенствуют коммуникативные навыки, строят продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Обучающиеся, посещающие курсы внеурочной деятельности и кружки дополнительного образования, активно и результативно принимают участие в мероприятиях, конкурсах, акциях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней. («Президентские состязания», на муниципальном уровне – 1 место; международный конкурс «Экология» – 1 место; областной творческий конкурс патриотической направленности «На волжских рубежах – 2022» – 1 место; творческий конкурс «Экология глазами детей» в рамках 15 областного фестиваля детских экологических театров – 1 место). Одной из сторон сближения основного и дополнительного образования является сотрудничество школы с различными учреждениями дополнительного образования. Это прекрасная возможность включения школьников в художественную, творческую и спортивную деятельность. Наша школа тесно сотрудничает с Детской школой искусств, ДЮСШ, сельской библиотекой, Святославским домом культуры, администрацией Святославского МО. Результатом социального взаимодействия является активное участие обучающихся в жизни села и общесельских акциях и мероприятиях. В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне ученики Святославской средней школы традиционно принимают активное участие в вахте Памяти, подготовке праздничного концерта, уборке сельского парка и монумента Славы, во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Традиционно обучающиеся принимают участие в спортивных праздниках и соревнованиях, проводимых на базе ФОК «Молодежный». Взаимодействуя с Детской школой искусств, обучающиеся представляют свои произведения на выставках художественных и декоративных работ муниципального, регионального и всероссийского уровней. С целью оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда в школе активно проводятся мероприятия по данному направлению. Большое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, творческий, социально значимый труд. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, уборка пришкольной территории и т.п.), педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения. Кроме того, с 2014 года школа взяла обязательство по реализации дополнительного образования в рамках профессиональной подготовки трактористов категории «С». В рамках реализации программы профессиональной подготовки трактористов категории «С» с 2016 года успешно осуществляется выпуск обучающихся по профессии «Тракторист». С целью привлечения каждого школьника к общественным делам, к общему поиску и творчеству, которые обеспечивают развитие самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей, в школе действует орган самоуправления, который выстраивается по трём уровням: классное, общешкольное, управляющий Совет школы. Также на базе школы действуют общественные объединения: детская организация «Мечта», РДШ, отряд ЮДП. Это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Одним из приоритетных направлений идеологии современного воспитания является волонтерская деятельность. Воспитательный потенциал реализуется на внешкольном и школьном уровнях. На базе школы создан волонтерский отряд «Надежда». В сентябре 2021 года был обновлён и увеличен состав волонтёрского отряда с 5 до 33 человек. В течение года волонтёры участвовали в различных мероприятиях. Прежде всего, они были задействованы в акциях, имеющих гражданско-патриотическую направленность и социальную значимость и охватили своей деятельностью весь коллектив школы. Особое внимание уделяется работе с родителями, которая начинается с изучения семей обучающихся, их социального статуса. Одной из основных задач педагогов является задача укрепления сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей, вовлечения родителей в воспитательный процесс, создания единого воспитательного пространства «родители – дети - учителя». С целью создания условий для разнообразия форм взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повышения ответственности родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересованности их в положительном результате образовательного процесса, содействия повышению авторитета родителей в семье в школе налажено тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Коллектив Святославской школы осуществляет свою работу в соответствии с идеологией современного воспитания. Но все мы понимаем, что школа – не единственный субъект воспитания, есть ещё детские, юношеские, общественные организации, культурные сообщества, совместная деятельность которых позволит достичь основной цели воспитания. Ну и, конечно же, огромная роль в воспитательном процессе отводится семье, где ребенок проводит большую часть своей жизни. Мы понимаем, что процесс воспитания не позволит достичь сиюминутного результата. Коллектив Святославской школы продолжит организовывать воспитательную деятельность на основе рабочей программы воспитания. Для нас основным критерием является организация в школе совместной деятельности школьников, педагогов, родителей, которая не только дает возможность развитию личности ребенка, но и позволяет создать комфортную атмосферу школьной жизни для каждого учащегося, в результате чего ребенок будет воспринимать школьные годы как некий образец позитивной, активной и интересной жизни. И. Викина, директор Святославской школы